Правила эксплуатации аккумуляторных батарей
Эти правила помогут вам правильно ввести аккумулятор в эксплуатацию и продлить ему жизнь в будущем.
1. Меры безопасности:
1.1 Во время обслуживания аккумуляторных батарей запрещается курить и пользоваться открытым огнем.
1.2 Для заливки сухозаряженных батарей необходимо использовать специально изготовленный электролит. При попадании электролита на открытые участки кожи немедленно промойте этот участок водой, затем раствором кальцинированной соды.
1.3 При работе с металлическими инструментами не допускать коротких замыканий на батарее.
2. Хранение аккумуляторных батарей:
2.1 Аккумуляторные батареи рекомендуется хранить в сухих неотапливаемых помещениях. Допустимая температура воздуха от -30 до +40°С.
2.2 Срок хранения не залитых электролитом батарей до 36 месяцев с момента изготовления, при этом сухозаряженность аккумуляторных батарей гарантируется 12 месяцев с момента изготовления. Срок хранения залитых электролитом и заряженных аккумуляторных батарей без подзаряда до 3 месяцев с момента изготовления. После этого срока необходимо проверять плотность электролита каждый месяц. При снижении плотности электролита более чем на 0,03г/см³ необходимо зарядить батареи как указано ниже.
3. Ввод в эксплуатацию и правила заряда аккумуляторных батарей:
3.1 Ввод в эксплуатацию сухозаряженных батарей.
3.1.1 Электролит для заливки сухозаряженных батарей изготавливается из аккумуляторной серной кислоты и дистиллированной воды. Плотность электролита, заливаемого в аккумуляторную батарею, а также плотность электролита в полностью заряженной батарее должна быть:
- для умеренного климата 1,28±0,01г\см3 при 25°С;
- для тропического климата 1,23±0,01г\см3 при 25°С;
При определении реальной плотности электролита следует учесть температурную поправку и воспользоваться следующей формулой:
p=p ͭ + 0,0007(t-25)
Где р - плотность электролита приведенная к 25°С, г\см3
p ͭ - фактически измеренная плотность электролита г\см3
t - температура электролита при измерении, °С
3.1.2 Температура заливаемого в аккумуляторную батарею электролита должна быть от +15 до +30°С. Электролит в аккумуляторную батарею заливайте до уровня 15мм над верхней кромкой пластины.
3.1.3 Не ранее чем через 20 минут и не позднее чем через 2 часа после заливки аккумуляторной батареи замерьте плотность электролита. Если плотность электролита понизилась на 0,03г\см3 и более, то аккумуляторную батарею следует подзарядить как указано ниже.
3.2 Ввод в эксплуатацию залитых аккумуляторных батарей.
3.2.1 Готовность к эксплуатации аккумуляторных батарей, поступающих с электролитом, проверяйте по плотности электролита или путем измерения напряжения на полюсных выходах аккумуляторной батареи. Если плотность электролита ниже 1,26г\см3 или напряжение менее 12В, батарею следует подзарядить, как указано ниже.
3.3 Заряд аккумуляторной батареи.
3.3.1 При заряде присоединяйте положительный полюс аккумуляторной батареи к положительной клемме зарядного устройства. Пробки на аккумуляторной батареи должны быть выкручены. Включите батарею на заряд, если температура электролита на ней не выше 35°С.
3.3.2 Батарею заряжайте током, указанным в таблице до тех пор, пока не начнется обильное газовыделение во всех аккумуляторах. Напряжение и плотность электролита при этом должны оставаться постоянными в течение 2 часов. Плотность электролита после заряда должна быть
1,28±0,01г\см3, а напряжение на полюсных выводах клемм аккумулятора не менее 12,6В.
3.3.3 Во время заряда периодически контролируйте температуру электролита. В случае если температура превысит 45°С, уменьшите зарядный ток наполовину или прервите заряд на время, необходимое для снижения температуры электролита до 30°С
Таблица для кислотных аккумуляторных батарей с жидким электролитом и AGM
3.3.4 В конце заряда при необходимости откорректируйте уровень электролита дистиллированной водой.
3.3.5 Для выравнивания плотности электролита следует выдержать аккумуляторную батарею не менее 30 минут в состоянии покоя. В дальнейшем это позволит добиться стабильной эксплуатации.
4. Правила проверки аккумуляторных батарей на степень заряженности и пригодности к эксплуатации про помощи нагрузочной вилки:
4.1 Проверка аккумулятора возможна как обычным вольтметром так и при помощи нагрузочной вилки. Однако проверка при помощи нагрузочной вилки дает более точный результат.
4.2 Проверка при помощи вольтметра: подключите вольтметр к клеммам аккумуляторной батареи соблюдая полярность. Исходя из показаний вольтметра можно будет сделать вывод о состоянии батарей. Данный способ считается проверкой без нагрузки и является менее точным. Соотношение напряжения на аккумуляторе на холостом ходу и степени заряженности можно увидеть в таблице ниже.
4.3 Проверка при помощи нагрузочной вилки: подключите нагрузочную вилку к клеммам аккумуляторной батареи соблюдая полярность, подайте нагрузку на 5 секунд и запомните показания вольтметра. Исходя из показаний вольтметра можно будет сделать вывод о состоянии батарей. Данный способ проверки аккумулятора под нагрузкой считается наиболее точным . Соотношение напряжения на аккумуляторе на холостом ходу и степени заряженности можно увидеть в таблице ниже.
4.5 Главный вывод который можно сделать исходя из измерений - это работоспособность АКБ. Таким образом:
- Проверка АКБ без нагрузки. Если показания вольтметра на холостом ходу составят менее 10В, то можно сделать вывод о том, что ваш аккумулятор непригоден к эксплуатации и скорее всего имет короткое замыкание в одной или нескольких банках.
- Проверка АКБ под нагрузкой. Если показания вольтметра в конце цикла 5 секундного цикла нагрузки составят менее 7В, то можно сделать вывод о том, что ваш аккумулятор непригоден к эксплуатации и скорее всего имет короткое замыкание в одной или нескольких банках.
- Важно помнить о том, что эксплуатация таких аккумуляторов может повлечь за собой выход из строя не только зарядных устройств, но и элементов автомобиля, таких как генератор и реле-регулятор.
5.1 Срок службы аккумуляторной батареи зависит от соблюдения правил эксплуатации и методов обслуживания.
5.1.1 В период эксплуатации не реже 1 раза в месяц необходимо проверять состояние аккумуляторной батареи, а также плотность и степень заряженности аккумуляторной батареи под нагрузкой и без.
5.1.2 Не реже одного раза в квартал производить контроль плотности и подзаряд батареи.
5.1.3 Не реже одного раза в 2 квартала проводить тренировку аккумулятора, путем его разряда и заряда.
5.1.4 Не допускать глубокого разряда аккумулятора
5.1.5 Зарядку производить в соответствии с таблицей в пункте 3.3.3 не превышая максимальный ток.
5.1.6 Заряд производить устройством со стабилизированным напряжением. Это позволит заряжать аккумулятор в щадящем для пластин режиме (по мере заряда аккумулятора зарядный ток будет падать, а напряжение будет оставаться прежним, это уменьшит газовыделение и позволит аккумулятору набрать полную емкость)